Пионерская ось | by Николай Фохт

14Июн - by maslov - 0 - In

Пионерская ось

08 июня 2016 14:13

Источник: ruspioner.ru

Обозреватель «Русского пионера» Николай Фохт прошел от выставки фотодиректора «РП» Виты Буйвид до экспозиции художника Олега Маслова — автора самой первой обложки нашего журнала — и провел пионерскую ось, по которой смогут пройти и читатели «РП».

Отрадно все это видеть. Радость разливается по всему телу. Не успела отгреметь замечательная выставка Виты Буйвид «Моя любовь не струйка дыма» в Музее современного искусства — а уж во всю шагает по московской планете компактная и изысканная экспозиция Олега Маслова «Эхинацеи и цинии» в Гридчинхолле.

Олег Маслов — это художник из Санкт-Петербурга, академик Новой академии. То есть современный классик.

Хотя для некоторых — для меня вот тоже — он автор самой первой обложки «Русского пионера». И многих других обложек нашего журнала.

А Вита — наш фоторедактор. Видите, куда я клоню? Ключевые и сердцевинные художники, визуализаторы нашего, чего греха таить, литературного издания наполнили Москву новым смыслом, современным искусством.

Правда.

Вот раньше как бывало. Спросит меня любознательная, интересующаяся, неравнодушная вообще и в частности девчушка, студентка, гостья столицы — не важно: дяденька, что можно посмотреть в вашем городе? Из такого, нового, свежего, необычного? И что я должен был до последнего времени отвечать? На Кранахов ее, на Серова что ли? Они, Кранахи и Серовы, для нас, для поживших и повидавших многое, кому не страшны очереди и нянечки-смотрительницы в музейных помещениях.

А свежим, начинающим свою жизнь девушкам, да и вообще людям, нечего было рекомендовать — до последнего времени.

А теперь есть что.

Как только выставка Виты открылась, я всех туда, к ней, на «Мою любовь…» посылал. Посылал, а сам в душе радовался, что причастен, что работаем вместе.

RP1-500И с Олегом, с Масловым тоже: радуюсь. Я был на вернисаже «Эхинацей». Изысканное галерейное пространство, две серии Олега: цветы и античные мотивы, классика, знаменитые работы девяносто третьего еще, которые он создал вместе с Виктором Кузнецовым, «Голубая лагуна». В живописи Олега есть загадка, я вот не знаю, как он это делает: очень точный рисунок, но в то же время — исчезающая, испаряющаяся фотографичность, возникающая вдруг приблизительность, метафоричность, доводящая твердый и безупречный, скажем, рисунок почти до абстракции.

Это очень круто, это надо посмотреть, точно вам говорю.

А у Виты Буйвид — искусство предметное, тоже вырастающее из фотографии. Ее копии реальности становятся оригинальными вещами — вязанными, бумажными, железными — какими угодно. Инсталляции? Да. Объекты? Разумеется. Я ходил по выставке и вспоминал разных современных классиков, Микеланджело Пистолетто, например, которого люблю. И опять-таки радуюсь, не горжусь — радуюсь: в Москве есть искусство такого уровня. Вдруг, внезапно, вопреки.

И получается, что художники, близкие «Пионеру», создающие «Пионер», построили скрепу не скрепу, но такую новую искусственную ось, ось нового искусства, хребет современного искусства Москвы весны-лета 2016.

Укрепили столицу, компенсировали уличные декорации и балаганы, вскопанные магистрали, разрушенный конструктивизм. Лично, безоглядно, как положено героям, пионерам.

Значит, выстоит Москва, значит, есть надежда, что тут еще можно посмотреть что-то свежее, революционное, качественное — пионерское.

И да: русское пионерское.

VB_2
Вита Буйвид. Серия «Как я провел Лето». Масло, сатин, коллаж. 2008. 96х140 см
PX1
Олег Маслов. Из цикла «Эхинацеи и Циннии» № 1, 2015, 110х154 см, холст/масло